ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ

 


 

Я вас люблю, и вы поверьте…

Источник: «Я вас люблю, и вы поверьте…», «Псковская правда-вече», 18 мая 2006 года, Анатолий Тиханов

«Желающие обозреть музей... могут

во всякое время свободно обращаться

к хранителю музея К.Г. Евлентьеву.

Музей расположен в Доме дворянского

собрания на главной улице города»

/«Псковские губернские ведомости» от 8 мая 1876 г./

 

 Среди сокровищ

Поганкины палатыОднажды мне довелось взять в руки меч псковского князя Довмонта. Вместе с музейным столяром Алексеем Ивановичем Рябковым, мы что - то обновляли в исторической экспозиции Поганкиных палат. В ходе работ потребовалось извлечь из витрины и знаменитый меч. Я бережно держал его на пальцах вытянутых рук, не рискуя взяться за рукоять. Говорят, меч выкован немецким мастером так, что становится у бойца как бы естественным продолжением руки, и на него не тратятся особые физические усилия во время поединка. Старинные вещи дают сильное, почти мистическое ощущение времени, к которому они принадлежат. Держа меч, я почувствовал это - ХIII век незримо стоял рядом.

А потом мы помогали в отделе серебра столичному фотографу готовить фотоальбом. И тоже извлекали из витрин старинные ковши, кубки, различные украшения. Может, даже серебряный жалованный ковш 1689 г. весом 782 гр. 830 пробы, подаренный царем псковскому купцу Сергею Ивановичу Поганкину, довелось подержать. Уже не помню. Сергей Иванович был награжден царем Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и княгиней Софьей Алексеевной "…за службу и прибор псковских таможенных пошлин…". Не помню уже, ведь было это более 30 лет назад.

В 70-е годы мне предоставилась счастливая возможность работать в Псковском музее - заповеднике. Должность моя была довольно скромная. Я помогал музейному столяру Алексею Ивановичу Рябкову, а также выполнял другую низкоквалифицированную работу - грузил, таскал, возил. В этом качестве я проработал около двух лет, и навсегда сохранил самую добрую память о том времени, о людях, с которыми меня свела судьба. Я видел много реликвий, но это был мизер из того, что хранилось в фондах музея. Его сокровищница насчитывает более 600 тысяч единиц хранения. На сегодняшний день только в Древлехранилище хранится свыше ста тысяч книг и документов с X по XX вв. Они составляют около тысячи фондовых коллекций, содержащих рукописные и старопечатные книги, документы личного происхождения, а также церквей, монастырей, учебных заведений и различных обществ, документы советского периода. Я к ним притрагивался, листал и даже пытался читать. У каждого экспоната своя судьба, своя история, нередко трагическая.

Мне рассказали об удивительном человеке, Иване Николаевиче Ларионове, который в 20-е годы спасал из монастырей и бывших помещичьих усадеб уникальные библиотеки и картины русских и европейских мастеров. В 50-е -начале 60-х годов Иван Николаевич был директором музея. Я видел этого человека, он жил по соседству со мной, на улице Некрасова. По вечерам под руку с женой, уже глубоко пожилой человек, Иван Николаевич выходил на свои обязательные прогулки. В 1981 году Иван Николаевич умер. Он сам стал историей Псковского музея.

Вдохновителем создания музея, которому исполняется 130 лет, стал И.И. Василев, секретарь Псковского статистического комитета. При нем в 1872 году создается Археологическая комиссия для организации музея. И сразу начался сбор экспонатов. Инициативу псковичей поддержал губернатор М.Б. Прутченко, он выделил 2 комнаты для экспозиции в Доме Дворянского собрания. В 1880 г., после создания Псковского Археологического Общества, музей перешел в его ведение.

В 1900 г. по Высочайшему указу музею было передано здание Поганкиных палат - купеческой постройки XVII в., куда после ремонта в 1902 г. переехал музей. С этого времени для псковичей слова "Поганкины палаты" и "музей" являются синонимами.

В Псковском музее хранится боевое оружие князя Довмонта - меч XIII века работы мастеров немецкого города Пассау. После смерти Довмонта псковичи вручали меч князьям, приглашаемым на псковский престол. Хранилась псковская святыня в Троицком соборе при раке святого благоверного князя Довмонта. В начале ХХ века меч был передан в Псковский музей.

 

Я встретил вас, или о том, как спорт сплачивает коллектив

Поганкины палатыК сожалению, мы не всегда способны сразу оценить встречи с людьми, которыми нас дарует судьба. И только с годами, вспоминая их, сожалеем, что так мало находили времени для простого человеческого общения. Что-то не успели спросить, за что-то забыли поблагодарить, в суете и спешке не захотели выслушать.

Несколько раз мне доводилось бывать в Древлехранилище, обычно по столярной части или для переноски тяжестей, которыми кому как не мне, молодому, и надо было заниматься. И почти всегда хранитель Древлехранилища, Леонид Алексеевич Творогов, при нашем появлении находил тему для разговора. Творогов всегда искал слушателя, дабы ему поверить какие - то свои очень важные соображения. Разговор он начинал без всякого вступления, так, словно продолжал недавно прерванную беседу.

У Творогова была трудная жизнь. В годы репрессий Леонид Алексеевич Творогов оказался на строительстве Беломоро - Балтийского канала. Там потерял здоровье, стал инвалидом. Его помнят и до сих пор многие псковичи. Он ходил на костылях, с трудом переставляя ноги, с неизменным рюкзаком на спине, и вызывал к себе в сердцах людей одновременно сочувствие и уважение - за стойкость и жизнелюбие.

Леонид Алексеевич приехал в Псков в 1945 году. И до последних лет работал в музее - заповеднике. В 1947 - 1949 годы Творогов создал первый музей (кабинет) "Слова о полку Игореве". В 1953 году им было организовано Древлехранилище, ставшее уникальным собранием рукописных, старопечатных и редких книг. Здесь находится свыше 500 рукописных книг XIV- начала XX веков, более 100 тысяч документов, среди которых автографы Петра Великого, Александра Меншикова, Екатерины II, Анны Керн, Александра I и др. Мне кажется, содержание большинства этих раритетов ученому было известно, он их внимательно прочитал и изучил. Слушать его было интересно, потому что каждый рассказ являлся для меня откровением. Академик Дмитрий Лихачев считал Л.А. Творогова одним из авторитетнейших специалистов по древнерусской литературе.

Он не жаловался на возраст, инвалидность, любил пошутить, охотно общался. Когда летом 1974 года музейщики серьезно увлеклись волейболом, старик выходил во двор, садился на скамеечку и азартно болел. Кажется, за обе команды сразу. Он радовался хорошей подаче, удачно отбитому мячу. А если мяч вылетал за пределы спортивной площадки и оказывался поблизости от Леонида Алексеевича, он норовил перехватить его. Но больные ноги и костыли мешали ему быстро сделать это. А когда он все-таки поспевал к мячу, то был безмерно счастлив. Тогда он спрашивал, обращаясь к сидевшим рядом болельщикам: "Ну, как я? Ничего? Правда, еще есть силы?", - и сжимал в кулачок свои тонкие худые пальцы.

В Древлехранилище тогда работала скромная, ничем себя не выделявшая женщина, с печальной улыбкой на лице и тихим голосом. Нина Петровна Осипова стала достойной преемницей Леонида Алексеевича Творогова. Это во многом благодаря ей в музее появилось Ольгинское общество. Нины Петровны нет среди живых, но остались ее дела и добрая память.

Волейбольные матчи - это известное музейное предание. Кажется, весь музей выходил во двор, когда начиналась игра. Играли утром, до появления первых групп экскурсантов, но основные баталии приходились на конец рабочего дня. Увлекались так, что забывали о времени. И тогда во дворе появлялись встревоженные родственники. Но игроков родня только отвлекала, и бо все их внимание приковано к мячу, который в наступивших сумерках непросто было рассмотреть.

Волейбол разделил музей на игроков и болельщиков. Даже директор Антонина Федоровна Васильева со строгого критика игры, в увлечении которой она подозревала нарушение трудовой дисциплины, незаметно стала болельщиком, а потом и сама пару раз сыграла.

На редкость азартным игроком оказалась обычно сдержанная Антонина Михайловна Соколова, заведующая советским отделом, она же парторг музея. Антонина Михайловна была не из последних на волейбольной площадке, и ее охотно принимали в игру.

Музейный столяр Алексей Иванович Рябков, поначалу с укоризной наблюдавший за тем, как взрослые люди, словно дети, кричат, бегают по площадке, не обращая внимания на пыль, которая оседала на нарядных платьях и костюмах, со временем подобрел и приобщился к игре, правда в качестве болельщика. Алексей Иванович стал тоже одной из достопримечательностей музея. Дело в том, что в 1943 году Рябков служил в части, охранявшей участников Тегеранской конференции. Он видел знаменитую "тройку" и на фото в "Истории Великой Отечественной войны", изданной в начале 60-х годов, Рябков запечатлен рядом с руководителями трех держав - в почетном карауле, на правом фланге. Алексей Иванович (за глаза его музейщики называли "сталинским соколом", он знал о прозвище, и очень им гордился) давно ушел из жизни, но его имя в музее знакомо даже тем, кто никогда не видел этого человека.

В одной команде со мной играл Александр Иванович Гусев. Говорили, что он пишет хорошие стихи. Но это потом (опять же - потом!) я понял, какой он замечательный поэт. А тогда он был просто Александр Иванович, сотрудник одного из отделов. Помню его улыбку, его ироничный взгляд, и неизменную доброжелательность. Впрочем, до конца его жизни мы поддерживали с ним хорошие отношения.

Волейбольные страсти прервались неожиданно: во дворе Поганкиных палат начались земляные работы, и строители на месте волейбольной площадки вырыли котлован.

Музей за короткое время, что я там работал, свел меня со многими людьми, которые стали начинателями новых интересных проектов. Например, с Татьяной Сергеевной Ермаковой. Она более 20 лет возглавляла единственный в мире музей композитора М.П. Мусоргского. Я помню, как она начинала создавать музей, как приезжала в Псков по делам из далекого Куньинского района, с неизменной улыбкой на лице и в элегантном брючном костюме.

Первой была и Римма Никандровна Антипова, открывшая незаслуженно забытого в России художника Бориса Григорьева. В 1989 году она организовала в Пскове его первую персональную выставку. На ней экспонировались работы не только из государственных музеев, в том числе и Псковского, но и из частных коллекций.

Коллекция серебряных изделий Псковского музея-заповедника - одна из крупнейших в стране. В ней представлены произведения мастеров серебряных дел XVI - XX веков из разных городов России, а также творчество западноевропейских ювелиров: разнообразные предметы церковной утвари, предметы культового и светского серебра. В экспозиции музея находится один из самых древних металлических ковшей новгородской работы (XV век), принадлежавших новгородскому архиепископу Евфимию, и московской работы наградной ковш, "пожалованный" в 1689 году псковскому купцу Сергею Поганкину.

 

Смотрите, кто пришел…

Я пытаюсь представить посетителей музея, которые побывали в его экспозициях за 130 лет истории и видели те же вещи, что вижу я. Наверняка, в разные времена люди по разному относились к старине, к самому музею.

В этой связи интересны заметки из дневника писателя Корнея Чуковского, он по каким -то своим делам весной 1921 года приезжал в Псков. Вот что он пишет:

"Очень благородны по своим линиям Поганкины палаты (музей). Но на дверях рука псковича начертала:

Я вас люблю,

и вы поверьте.

Я вам пришлю блоху

в конверте.

А в самом музее недавно произошло такое: заметили внезапно огромный наплыв публики. Публика так и прет в музей и все чего-то ищет. Чего? Заглядывает во все витрины, шарит глазами. Наконец кто-то прямо обращается к заведующему: показывай черта.

Оказывается, пронесся слух, что баба тамошняя родила от коммуниста черта, и что его спрятали в банку со спиртом и он теперь в музее. Вот и ищут его в Поганкиных палатах".

В наши дни представить такую ситуацию, конечно, невозможно. Другие посетители, да и сам музей другой, даже по сравнению со временами 30-летней давности. В стенах музея звучат не только голоса экскурсоводов, но и песни, музыка и даже свадебные поздравления. 20 мая, в Международный день музеев, во дворе музея будет разыграно театрализованное представление "Как псковские купцы Сергею Поганкину разбор учинили".

Генеральный директор музея -заповедника Наталья Дубровская мечтает в ночь с 20 на 21 мая организовать и посещение купеческих палат. "Огни в ночи" - так называется этот вечер встречи с музеем.

-Мы бы провели экскурсию по полуосвещенным каменным залам палат, прошли бы по крутым лестницам, что проложены внутри стен здания. Люди почувствовали бы эпоху, в которой жил купец Поганкин.

Два года назад я наблюдал во дворе музея представление: артисты и работники музея в форме солдат Великой Отечественной войны разыгрывали сцены военных времен.

А в прошлом году в оживших страницах истории было показано, как псковичи в средние века отражали многочисленные нашествия врагов. На эмоциональном уровне эти сцены хорошо воспринимаются зрителями.

-Мы даем возможность и взрослым и детям духовно приобщиться к ценностям народной культуры,- замечает Наталья Дубровская.

Так, на псковских посиделках в старинных палатах горожане познакомились с этой стороной русской жизни. Желающие участвовали в народных играх, разучили псковскую кадриль, многие научились делать куклу - оберег.

А недавно ученики псковских школ брали уроки в "старой школе". Они познакомились с историей письменных принадлежностей: от восковых дощечек до современных способов писания. Им рассказали о берестяных грамотах, показали образцы бумаги ХVII века. В старинной зале их встречал ученый монах, сидевший за деревянным столом, перед ним стоял подлинный светец, на котором крепилась лучина, и при ее неверном свете в старину писались важные бумаги, составлялись летописи.

В Приказных палатах также устраивались балы и свадьбы с участием псковского воеводы Афанасия Лаврентьевича Ордин-Нащокина.

…При случае обязательно с удовольствием захожу в музей. Встреча со старыми друзьями - большая радость и новый повод для воспоминаний. Музей мне памятен еще и потому, что с него у меня начиналась новая страница жизни, после того, как я приехал в замечательный город Псков.

В материале использованы материалы из статьи бывшего генерального директора Псковского музея-заповедника О.К. Волочковой "Псковский музей на рубеже тысячелетий" и альбома "Псков на старых открытках".




 



Карта Псковской области


О проекте Обратная связь Полезные ссылки
Copyright © Администрация Псковской области, 2006-2017.
180001, г.Псков, ул. Некрасова, д. 23.